ТЕМ, КТО НЕ ЧИТАЛ: "Хромая судьба" - культовый роман Аркадия и Бориса Стругацких в жанре фантастика. Состоит из двух романов - "внешнего" и "внутреннего". Во внешнем рассказывается о жизни пожилого советского писателя и переводчика Феликса Сорокина. У Сорокина есть так называемая Синяя Папка, в которой, по его словам, находится лучшее произведение, написанное им за всю жизнь. Содержание этой папки и есть "внутренний" роман, в котором главным героем является Виктор Банев. Главы "Хромой судьбы" как раз и называются по фамилиям главных героев и чередуются между собой.
ТЕМ, КТО УЖЕ ЧИТАЛ, возможно будут интересны мои мысли, после прочтения романа.
По словам Бориса Стругацкого "Хромая судьба" прежде всего - роман о беспощадно надвигающейся старости. Действительно, во "внешнем романе" - части о Феликсе Сорокине - мотив постепенного увядания выражен достаточно явно - от апатии главного героя в первых главах и до физической боли в боку в последних. Помимо основного мотива идет множество сопутствующих, но на мой взгляд не менее важных. Тут и способность писателя предсказывать будущее ("Изпитал" и Мензура Зоили - аппарат, определяющий вероятность воплощения сюжета в жизнь), и отношение людей одного и того же ремесла друг к другу, и жизнь писателя в "клубе", и описание творческого процесса. А еще осознание того, что за всю свою насыщенную жизнь ты написал только одно, действительно стоящее произведение и, вероятно, ранее чем после смерти оно опубликовано не будет. Это все о Сорокине.
Вообще, роман "Хромая
судьба" чем-то схож с Булгаковским "Мастер и Маргарита"
- и там и там роман в романе, объединение
писателей ("клуб" и "МАССОЛИТ"), конечно же, гениальное
произведение и постулат "рукописи не горят"(хотя Феликс Сорокин в
этом совсем не уверен). На этом сходства заканчиваются и начинаются различия.
В отличие от "Мастера и
Маргариты", в котором история Иешуа и Понтия Пилата занимает несколько
глав в начале книги, а судьбы героев имеют одинаковые черты с судьбой Мастера,
часть о Баневе в Хромой судьбе занимает добрую половину книги, причем Виктор -
полная противоположность Феликса Александровича. Один стар, другой молод; один
любим правительством, другой сослан от столицы подальше; у одного дочь -
"неудачница", у другого дочь - вундеркинд 12 лет от роду; у одного
товарищи в клубе, у другого друзья разбросаны по стране без права переписки;
один способен на перемены, другой уже нет и т.д.
Банев из Синей Папки - второе "я",
то каким хотел бы видеть себя Сорокин - идущим ото всех, против всех, но на
"своей стороне". Разве смог бы уважаемый переводчик морщиться и
вытираться платком перед Президентом? Виктор не стыдится своих мыслей, он дерется,
бедокурит, пьет, как говорит его бывшая жена "и деньги бешеные, и
любовницы, и бесконечные скандалы", но, что важно - Виктор признает
"я ничего не понимаю. Раньше понимал, а сейчас нет" и постоянно
размышляет – обо всем. Сорокин же волнуется только о том, что касается его.
Так, во "внешнем романе" рассматривались насущные вопросы, а во
"внутреннем" идет анализ куда более глубоких проблем, причем герой не
только задает вопросы, он и отвечает на них. Например: начинается история с
вопроса о воспитании детей (как правильно воспитывать следующее поколение?) и
Виктор, ничего не знающий не то, что о детях - о дочери, с которой не виделся
12 лет, от наивного "читай больше" приходит к постулатам: "холодное
воспитание без розовых соплей," и "беда в том, что эту религию [инстинкт]
пытаются распространять и дальше, на воспитание, где никакие инстинкты уже не
работают, а если и работают, то только во вред...". На этом с воспитанием
и закончили. А помимо воспитания идет вопрос о власти и творчестве, что может
стать с умным, талантливым человеком, которого эта власть сломила
("Господин Президент считает, что купил живописца Р.Квадригу. Это ошибка.
Он купил халтурщика, а живописец протек у него между пальцами и умер"),
вытекающая отсюда пара: деньги - талант и деньги - власть с непересыхающим
бургомистром в доме отдыха. Еще отношение человека к новому и неизведанному (у
Сорокина история с нотами, у Банева мокрецы) и т.д.
Для меня, все идеи романа блекнут
под последней главой книги "Exodus"(англ. Исход) - новая жизнь, какой
бы счастливой она не была требует жертв от тех, кто хочет в эту новую жизнь
вступить - и насколько кровавы будут эти жертвы определяет сам человек. Банев,
например, возвращается в новый сияющий от солнца город без страха и сомнения.
Только потому, что интересно. Все остальное население города, за исключением
нескольких человек спешно эвакуируется в спешке и панике, не понимая почему и
от чего бежит. В этом и состоит главная идея "внутреннего романа", о
том и печалится Сорокин во "внешнем" - нельзя воевать за будущее и в то же время оставаться в прошлом. Более того, приходится меняться, а это, иной
раз до боли тяжело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий