воскресенье, 26 июля 2015 г.

Рецензия/отзыв "Хромая судьба" Аркадий и Борис Стругацкие


ТЕМ, КТО НЕ ЧИТАЛ: "Хромая судьба" - культовый роман Аркадия и Бориса Стругацких в жанре фантастика. Состоит из двух романов - "внешнего" и "внутреннего". Во внешнем рассказывается о жизни пожилого советского писателя и переводчика Феликса Сорокина. У Сорокина есть так называемая Синяя Папка, в которой, по его словам, находится лучшее произведение, написанное им за всю жизнь. Содержание этой папки и есть "внутренний" роман, в котором главным героем является Виктор Банев. Главы "Хромой судьбы" как раз и называются по фамилиям главных героев и чередуются между собой.

ТЕМ, КТО УЖЕ ЧИТАЛ, возможно будут интересны мои мысли, после прочтения романа.

По словам Бориса Стругацкого "Хромая судьба" прежде всего - роман о беспощадно надвигающейся старости. Действительно, во "внешнем романе" - части о Феликсе Сорокине - мотив постепенного увядания выражен достаточно явно - от апатии главного героя в первых главах и до физической боли в боку в последних. Помимо основного мотива идет множество сопутствующих, но на мой взгляд не менее важных. Тут и способность писателя предсказывать будущее ("Изпитал" и Мензура Зоили - аппарат, определяющий вероятность воплощения сюжета в жизнь), и отношение людей одного и того же ремесла друг к другу, и жизнь писателя в "клубе", и описание творческого процесса. А еще осознание того, что за всю свою насыщенную жизнь ты написал только одно, действительно стоящее произведение и, вероятно, ранее чем после смерти оно опубликовано не будет.  Это все о Сорокине.

Вообще, роман "Хромая судьба" чем-то схож с Булгаковским "Мастер и Маргарита"
 - и там и там роман в романе, объединение писателей ("клуб" и "МАССОЛИТ"), конечно же, гениальное произведение и постулат "рукописи не горят"(хотя Феликс Сорокин в этом совсем не уверен). На этом сходства заканчиваются и начинаются различия.
В отличие от "Мастера и Маргариты", в котором история Иешуа и Понтия Пилата занимает несколько глав в начале книги, а судьбы героев имеют одинаковые черты с судьбой Мастера, часть о Баневе в Хромой судьбе занимает добрую половину книги, причем Виктор - полная противоположность Феликса Александровича. Один стар, другой молод; один любим правительством, другой сослан от столицы подальше; у одного дочь - "неудачница", у другого дочь - вундеркинд 12 лет от роду; у одного товарищи в клубе, у другого друзья разбросаны по стране без права переписки; один способен на перемены, другой уже нет и т.д.

 Банев из Синей Папки - второе "я", то каким хотел бы видеть себя Сорокин - идущим ото всех, против всех, но на "своей стороне". Разве смог бы уважаемый переводчик морщиться и вытираться платком перед Президентом?  Виктор не стыдится своих мыслей, он дерется, бедокурит, пьет, как говорит его бывшая жена "и деньги бешеные, и любовницы, и бесконечные скандалы", но, что важно - Виктор признает "я ничего не понимаю. Раньше понимал, а сейчас нет" и постоянно размышляет – обо всем. Сорокин же волнуется только о том, что касается его. Так, во "внешнем романе" рассматривались насущные вопросы, а во "внутреннем" идет анализ куда более глубоких проблем, причем герой не только задает вопросы, он и отвечает на них. Например: начинается история с вопроса о воспитании детей (как правильно воспитывать следующее поколение?) и Виктор, ничего не знающий не то, что о детях - о дочери, с которой не виделся 12 лет, от наивного "читай больше" приходит к постулатам: "холодное воспитание без розовых соплей," и "беда в том, что эту религию [инстинкт] пытаются распространять и дальше, на воспитание, где никакие инстинкты уже не работают, а если и работают, то только во вред...". На этом с воспитанием и закончили. А помимо воспитания идет вопрос о власти и творчестве, что может стать с умным, талантливым человеком, которого эта власть сломила ("Господин Президент считает, что купил живописца Р.Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика, а живописец протек у него между пальцами и умер"), вытекающая отсюда пара: деньги - талант и деньги - власть с непересыхающим бургомистром в доме отдыха. Еще отношение человека к новому и неизведанному (у Сорокина история с нотами, у Банева мокрецы) и т.д.

Для меня, все идеи романа блекнут под последней главой книги "Exodus"(англ. Исход) - новая жизнь, какой бы счастливой она не была требует жертв от тех, кто хочет в эту новую жизнь вступить - и насколько кровавы будут эти жертвы определяет сам человек. Банев, например, возвращается в новый сияющий от солнца город без страха и сомнения. Только потому, что интересно. Все остальное население города, за исключением нескольких человек спешно эвакуируется в спешке и панике, не понимая почему и от чего бежит. В этом и состоит главная идея "внутреннего романа", о том и печалится Сорокин во "внешнем" - нельзя воевать за будущее и в то же время оставаться в прошлом. Более того, приходится меняться, а это, иной раз до боли тяжело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий